Укрепление моторного праксиса - это одна из фундаментальных задач на занятиях у современного логопеда, особенно при работе с речевыми нарушениями.
Что такое моторный праксис в логопедии?Моторный праксис - это способность мозга планировать, организовывать и выполнять целенаправленные, последовательные движения. Важно понимать: это не просто сила мышц, а именно умение управлять этими мышцами.
В логопедии мы говорим о нескольких видах праксиса, которые тесно связаны между собой:
1. Артикуляционный праксис: Способность выполнять целенаправленные движения органами речи (языком, губами, нижней челюстью). Например, не просто поднять язык вверх, а сделать это по команде, чтобы произнести звук [Л].
2. Пальцевый (мелкий) праксис: Умение выполнять точные, координированные движения пальцами рук.
3. Общий (крупный) праксис: Умение управлять своим телом в пространстве (ходить, бегать, прыгать, координировать движения рук и ног).
Простая аналогия: Представьте оркестр. Сила мышц — это громкость инструментов. А праксис — это дирижер (мозг), который говорит, какому инструменту (мышце) и в какой момент нужно вступить, чтобы получилась красивая мелодия (плавное движение или слово), а не какофония.
Почему укрепление праксиса так важно для речи?Без развитого праксиса невозможно овладеть правильным звукопроизношением, так как произношение каждого звука - это сложная последовательность точных движений.
Как происходит укрепление моторного праксиса на занятиях у логопеда?Работа всегда ведется комплексно, от общего к частному, и обязательно в игровой форме.
1. Развитие общего (крупного) праксиса. Это фундамент. Если ребенок плохо управляет своим телом, ему будет сложно управлять и кончиком языка.
- Логоритмика: Сочетание движений, музыки и речи. Дети маршируют под стихи, выполняют действия в соответствии с текстом песни («мы ногами топ-топ-топ, мы руками хлоп-хлоп-хлоп»).
- Нейрогимнастика и кинезиологические упражнения: Упражнения на координацию, пересечение средней линии тела. Например, дотронуться правой рукой до левого колена и наоборот. Знаменитое упражнение "Кулак-ребро-ладонь".
- Игры с мячом: Бросать, ловить, отбивать мяч с одновременным проговариванием слогов или слов.
- Имитация движений: «Покажи, как летит самолет», «попрыгай, как зайчик»
2. Развитие пальцевого (мелкого) праксисаЗоны мозга, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся очень близко и тесно связаны. Развивая пальцы, мы стимулируем речевые центры.
- Пальчиковая гимнастика: Всем известные "Сорока-ворона", "Этот пальчик — дедушка" и другие игры со стихами. Логопед подбирает их целенаправленно.
- Игры с мелкими предметами: Нанизывание бусин, сортировка круп, выкладывание узоров из мозаики, застегивание пуговиц, шнуровка.
- Су-джок терапия: Массаж пальцев и ладоней специальными шариками и колечками.
- Игры с пластилином, тестом, кинетическим песком: Лепка способствует развитию тактильных ощущений и укреплению мышц.
3. Развитие артикуляционного праксисаЭто самая прицельная работа, направленная непосредственно на органы речи.
- Артикуляционная гимнастика: Это не просто "зарядка для языка", а отработка конкретных поз и движений.
- Статические упражнения (на удержание позы)
Важно помнить: Логопед на занятиях "запускает" и "настраивает" правильные движения, но именно родители помогают мозгу ребенка закрепить эти навыки и сделать их автоматическими.